Краевой центр экстренной медицинской помощи создан по приказу Управления здравоохранения Краснодарского крайисполкома № 102 от 12.02.1991 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР № 192 от 14.06.1990 г. приказом Минздрава РСФСР № 115 от 11.07.1990 г.
Создание службы медицины катастроф в Российской Федерации в начале 90-х годов было продиктовано объективной необходимостью. С середины 80-х в начале 90-х годов произошло значительное увеличение числа и масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного, биолого-социального и природного характера, в которые были вовлечены, в ряде случаев, значительные территории с большим количеством жителей. Анализ действий по ликвидации медико-санитарных последствий этих ЧС позволил ведущим специалистам по организации экстренной медицинской помощи сделать вывод о необходимости создания новой универсальной государственной системы – медицины катастроф, способной обеспечить быструю и эффективную помощь населению при любых видах массовых поражений. В 1994 г. было принято постановление Правительства РФ №420 “О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами”. Этим постановлением было регламентировано создание Всероссийской Службы Медицины Катастроф, входящей в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и функционально объединяющей соответствующие службы, учреждения и формирования МЗ, МО, МПС, ГКСЭП Российской Федерации; предусмотрена разработка Положения о Всероссийской службе медицины катастроф и ее организационной структуры. Эти основополагающие документы были утверждены постановлением Правительства РФ от 28.02.96 г. №195.
В соответствии со структурой РС ЧС Всероссийская служба медицины катастроф организована и функционирует на 5 уровнях – федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом. Головным учреждением является Всероссийский центр медицины катастроф “Защита” МЗ РФ. В настоящее время создано и функционирует 9 региональных и 80 штатных территориальных центров медицины катастроф.
Государственное учреждение здравоохранения «Краснодарский краевой центр медицины катастроф» департамента здравоохранения Краснодарского края (далее ККЦМК) создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94г. №420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», Положением о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96г. №195, приказом Минздрава России от 27.10.2000г. №380, постановлением Главы администрации Краснодарского края от 04.07.96 №293 «О создании территориальной (краевой) службы медицины катастроф», приказом департамента здравоохранения от 13.02.03 №67-ОД «Об изменении структуры Краснодарского краевого центра медицины катастроф».
В соответствии с Решением Координационного совета по здравоохранению в Краснодарском крае от 26.12.2002г. №4, приказом департамента здравоохранения от 13.02.2003г. №67-ОД и приказом по ККЦМК №3 от 18.02.2003г. утверждена новая структура Краснодарского краевого центра медицины катастроф. Приказом департамента здравоохранения Краснодарского края от 25.06.2002г. №276-ОД Краснодарский краевой центр медицины катастроф переименован в ГБУЗ «Региональный центр медицины катастроф». В связи с изменением структуры отдел специализированной медицинской помощи был заменен бригадами специализированной медицинской помощи.
ГБУЗ РЦМК является учреждением здравоохранения особого типа, выполняющим функции органа управления службой медицины катастроф Краснодарского края, и имеет статус юридического лица.
Региональный центр медицины катастроф в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами, приказами и распоряжениями Минздрава России, рекомендациями ВЦМК «Защита», приказами департамента здравоохранения Краснодарского края. ГБУЗ РЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф Краснодарского края и привлекает к работе в составе штаба представителей органов управления, учреждений и организаций ведомственного подчинения, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Служба медицины катастроф Краснодарского края включает в себя:
- Краевой центр медицины катастроф департамента здравоохранения, который является постоянно действующим органом управления службой;
- Территориальное управление Федеральной Службы Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и его отделы в городах и районах;
- Клинические базы, предназначенные, для стационарного лечения пострадавших в ЧС (стационары краевого, ведомственного, муниципального подчинения);
- Станции и отделения скорой медицинской помощи;
- Нештатные формирования Службы медицины катастроф (бригады специализированной помощи, врачебные, сестринские бригады).
ГБУЗ РЦМК осуществляет следующие виды деятельности:
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- привлечение необходимых дополнительных медицинских сил и средств;
- оперативное руководство действиями медицинских формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, независимо от их ведомственной принадлежности;
- разработка оперативных и перспективных мероприятий по организации и совершенствованию службы медицины катастроф при ЧС на территории действия учреждения;
- планирование и организация обучения персонала службы, населения, персонала других организаций и ведомств;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы службы;
- создание и поддержание оперативно-тактического запаса медикаментов, аппаратуры и оборудования для оснащения бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование порядка работы в различных экстремальных ситуациях (разработка и корректировка плана медицинского обеспечения мероприятий ГО мирного времени);
- создание наиболее рациональной группировки сил и средств СМК для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения населения;
- формирование бригад специализированной медицинской помощи, обеспечение их постоянной готовности к срочному выезду, направление их к месту предназначения;
- участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- научно- исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности службы;
- межрегиональное и международное сотрудничество в области медицины катастроф.